КУЛЬТУРА, ЭТИКА, ТРАДИЦИИ ОХОТЫ

  Кроме требований правил охоты и правил техники безопасности при производстве охот, выполнение которых каждым строго обязательно, существуют еще традиционно сложившиеся нормы поведения охотника и рыболова. В целом это, конечно, те же нормы, которые присущи любому культурному человеку в отношениях с другими людьми, по отношению к животным и к объектам дикой природы вообще. Однако, например, в силу специфики занятия охотой - наличия в руках человека оружия, то есть средства повышенной опасности, нахождения его зачастую один на один с окружающей природой, где единственным контролером действий является собственная совесть, нормы поведения охотника имеют свои особенности.
Поэтому без специфической и общей культуры и этики современная охота неприемлема. Точно так же, как неприемлема она без рационального, грамотного отношения к природе, к животному миру.
Обязательным правилам для настоящего охотника является бережное отношение к природе и уважением к труду и правам других охотников. Культура и этика охотника не допускает проявления к животным жестокости, как исключают ее и правила охоты.
  Во-первых, каждый охотник, в той или иной мере пользуясь объектами природы, обязан компенсировать причиненный ей ущерб. Такая компенсация может быть разнообразной. Это и активное участие в мероприятиях по охране природы, личное трудовое участие в проведении биотехнических мероприятий - заготовке кормов для подкормки диких животных, устройстве кормушек, солонцов, искусственных гнезд и т.п. Это и внесение денежных средств на ведение охотничьего хозяйства в виде платы за путевки и лицензии, членских взносов в общества и т.п.
  Культурный охотник перед охотой проверит исправность ружья, соответствие патронов (их калибр, номер дроби, давность снаряжения). После охоты непременно накормит собак, почистит оружие, надежно укроет боеприпасы, чтобы их не могли достать посторонние, особенно дети. Право на владение оружием возлагает на охотника серьезные обязательства юридического и морального порядка.
  Каковы же нормы поведения охотника при нахождении его в охотничьих угодьях? Прежде всего, необходимо сказать, что настоящий охотник всегда уважительно относятся к дичи и к трофеям. Что это значит? Охотник не должен пользоваться бедственным положением зверей и птиц для их добычи, например, при половодье, гололедице, режущем снежном насте, засухе, когда дичь собирается у единственного источника воды, и в других подобных случаях. Настоящий охотник не будет стрелять по линяющим не способным к полету птицам, хлопунцам, матке, пытающейся отвести охотника от птенцов. Недопустима стрельба весной по самкам, и в любое время года по птицам и зверям, на которых охота закрыта, по животным, не относящимся к охотничьим видам. Никогда нельзя стрелять зверя или птицу в том случае, когда заранее знаешь, что взять их будет невозможно. Чаще всего это бывает при охоте на водоплавающую дичь, когда охотник должен выбрать место для стрельбы так, чтобы битые птицы не падали в крепи, где их не найти. Если сделан подранок, будь это зверь или птица, охотник должен принять все возможные меры, чтобы добрать его, даже в том случае, если временно придется прекратить стрельбу по другим возможным трофеям.
Недопустима неприцельная стрельба по стае пролетающих птиц, а также стрельба по дичи на расстоянии, превышающем предел прицельного убойного выстрела данного оружия. В подавляющем большинстве случаев такая стрельба не обеспечивает поражения цели, но приносит уходящих подранков, которые в дальнейшим бесцельно погибают.
При охоте на копытных животных нельзя стрелять самку, имеющую теленка или поросят, так как потеря матери чаще всего приводит к их гибели.
При движении гонного зверя к линии стрелков считается некорректным, если один из охотников, видя, что зверь приближается к соседнему номеру, стреляет в него с большого расстояния.
  Настоящий охотник, пока находиться в поле, отмоет, очистит добычу от крови и грязи и аккуратно уложит ее в ягдташ. А перед посадкой в автобус или поезд переложит ее в закрытую сумку или рюкзак. Не станет он снимать шкуру и разделывать дичь на видном месте во дворе, на виду у прохожих. Многим такое зрелище не покатится приятным, особенно детям, которые с любовью относятся ко всем животным.
  Культурный охотник всегда в душе гордится своей добычей, но никогда не будет хвастать ею перед другими. Показывая добытых животных, он не будет небрежно швырять их тушки. Он не скажет: "убил" зайца или утку, а, как правило, "взял", "отстрелял", "добыл", "снял в лет". Охотник поздравит удачливого товарища не "с добычей", а "с полем", то есть со счастливым процессом полевания (охоты).
  Не допускаются никакие споры о том, кто добыл дичь. Принято считать, что копытных и другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который первый произвел эффективный выстрел. Крупная дичь распределяется между всеми охотниками, независимо от доли и формы участия их в охоте. Ни тот, кто произвел решающий выстрел, ни тот, кто больше находился на номерах или участвовал в загонах, ни владелец транспорта или собак, не пользуются какими-либо привилегиями. На охоте все равны, и добыча распределяется между всеми по жребию. Заяц, утка и другая мелкая дичь принадлежит охотнику, после выстрела, которого раненое животное перестало двигаться.
  При охоте с собаками также действуют свои обычаи. Если охотник застрелил зайца из-под чужой собаки (что вообще-то не желательно), он обязан отдать его владельцу собаки. Тот же возвращает патрон охотнику, затратившему заряд на выстрел. А брать или не брать этот патрон – дело охотника, получившего удовольствие от удачного выстрела и лишившего этого удовольствия владельца собаки. При охоте одного-двух охотников с одной подружейной собакой они должны договориться, кто стреляет первым.
  Охотничья этика провозглашает следующие основные правила деятельности охотника: «Не убивай зря». «Каждый должен принять все меры к добыче подранка». «Кто желает снять урожай – пусть посеет, кто не сеет – тот не жнет». «Взял от природы – отдай сторицей». На охоте действенна юридическая формула: «Незнание законов не освобождает нарушителя от наказания». Но недостаточно ограничиться только личным соблюдением охотничьих правил и законов. Следует недопускать нарушения их другими лицами, вести решительную борьбу с браконьерством, всемерно поддерживать и развивать прогрессивные охотничьи традиции.
  Традиционные ритуалы, обычаи, формы организации различных этапов охоты делают ее организованней, дисциплинированней, эмоциональной. Большое значение имеет внешний вид охотника, его одежда. Во многих странах общества охотников имеют свою форму, отражающую национальные особенности. Ношение такой формы на охоте имеет праздничную атмосферу, повышает дисциплинированность.
  Проведение коллективных охот – одна из самых ответственных задач. При правильной ее организации она надолго остается в памяти охотника. Вначале определяют участок для охоты и предполагаемое время ее проведения, количество участников, назначается руководитель охоты. Руководитель организует доставку охотников и загонщиков к месту охоты, непосредственно руководит ею, следит за соблюдением техники безопасности, решает все споры о принадлежности трофеев, определяет порядок использования добытой дичи, подает сигналы о начале и окончании загонов или охоты.
  После разводки стрелков по номерам звучит сигнал «начало загона». Когда загонщики пройдут участок, раздается сигнал «конец загона». После нескольких загонов руководитель сообщает о перерыве на обед. Затем охота продолжается. По прохождении последнего загона звучит сигнал «конец загона» и сразу же за ним сигнал «конец охоты». Теперь уже никто не имеет право стрелять.
  Отстрелянных животных свозят или сносят со всех загонов и выкладывают на земле по прямоугольнику с учетом с учетом их размеров, ценности и вида. Каждый десятый экземпляр одного вида зверей или птиц выдвигают на треть или на половину корпуса. Это позволяет легко подсчитать добычу. Установлена такая последовательность выкладки видов: лось, олень, дикий кабан, косуля, волк, рысь, лисица, заяц, глухарь, тетерев, фазан, куропатка и прочая пернатая дичь. Вся площадь выкладки окаймляется хвоей или другой зеленью. Перешагнуть животное на выкладке – значит совершить поступок, недостойный звания охотника.
Воспитанные охотники никогда не допустят лишней стрельбы в угодьях, а также криков и ненужного шума. Все это не совместимо с настоящей охотой. Если необходимо пристрелять ружье или потренироваться в стрельбе, то делать это следует по окончании процесса охоты, в месте, соответствующем требованиям правил техники безопасности. Это либо далеко просматриваемая открытая площадка, либо вал, насыпь земли, склон оврага и т.п. Ни в коем случае нельзя вешать мишень на дерево на уровне роста человека.
  Культурный человек никогда не оставит после себя на биваке груду мусора, консервных банок, тем более битых бутылок. Встретив в лесу какие-либо лесохозяйственные или биотехнические сооружения, он не повредит их. Если в силу сложившихся обстоятельств придется воспользоваться местом отдыха для обустройства привала, то он, прежде всего, подумает о труде людей, соорудивших его, и сделает так, чтобы оно осталось целым и чистым.